9 августа 1941 года. 48-й день войны.

9 августа, суббота. Уже в первый месяц войны Северная железная дорога вошла в число основных дорог, по которым на фронт доставлялись боеприпасы, вооружение и горючее. В августе усиленные перевозки для фронта производились одновременно со встречными перевозками огромного количества эвакуационных грузов. И. В. Ковалев, бывший в годы войны начальником Центрального управления военных сообщений (ЦУПВОСО), членом Транспортного комитета Государственного Комитета Обороны, наркомом путей сообщения, отмечает: «На железнодорожных узлах ближнего тыла скопилось около трети всего парка груженых вагонов. Образовались пробки, что привело к снижению маневренности важных железнодорожных направлений. В первой декаде августа на линии Москва — Буй (центр Буйского отделения С Ж Д.— Г. А .), Киров — Свердловск имелось 100 поездов сверх нормы… Быстро изменявшаяся на фронте обстановка порождала массовые переадресовки вагонов и задержку их на станциях. По мере отхода наших войск продолжали отодвигаться на восток районы погрузки и выгрузки воинских и эвакуационных грузов».