21 сентября 1941 года. 91-й день войны.

21 сентября, воскресенье. Ленинград в сентябрьских боях выдержал натиск врага. Немецко-фашистское командование было вынуждено отказаться от дальнейших попыток взять город штурмом. Оно решило сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским обстрелом и бомбардировками с воздуха.

«Результат битвы за Ленинград, имевший столь большое значение для исхода всей войны, зависел от того, сумеет ли город выдержать блокаду,— отмечает В. И. Ковальчук, автор книги «Ленинград и Большая земля».— А это в свою очередь зависело от того, удастся ли установить надежную связь с Большой землей и наладить доставку в Ленинград продовольствия, боеприпасов и всего того, в чем нуждались город и фронт и что в достаточном количестве посылала им страна». В Вологду сходились нити, связывающие страну с Ленинградом. Отсюда весь поток грузов для города и Ленинградского фронта шел по Северной железной дороге— через Вологодское и Бабаевское отделения, а также по грунтовым дорогам до Волховстроя. По реке Волхов грузы направлялись до Новой Ладоги. Там они перегружались на баржи и суда, которые через Ладожское озеро, под постоянными вражескими бомбардировками и артиллерийскими обстрелами, шли до пристани (позднее порта) Осиновец. Отсюда после двойной перевалки (на узкоколейную дорогу и основную железнодорожную магистраль) доставлялись в Ленин­ град. 3. И. Кондратьев, бывший в 1941 году начальником Автомобильного управления Красной Армии, вспоминает: «Ленинградский фронт оказался без своего глубокого тыла. Его нужно было срочно создавать. Вся надежда в эти дни возлагалась на единственную железную дорогу Вологда — Тихвин — Волхов. Этой однопутной тогда линии со слаборазвитыми станциями надлежало заменить собой все другие железнодорожные магистрали, связывавшие до блокады город со страной…».Между Москвой и Ленинградом не было прямого автомобильного сообщения. «Наладить его поручили группе специалистов. Перед ней ставилась задача оборудовать старое шоссе от Москвы на Ярославль и Вологду, а далее продолжить новую трассу до Тихвина, Волховстроя и Ладожского озера. Так начала создаваться автодорожная сеть для Ленинградского фронта…».В Вологде создавалась и Центральная база снабжения. Управление ее, по словам 3. И. Кондратьева, стало, по существу, штабом, который руководил перевозками и обеспечивал всем необходимым Ленинградский фронт, город, Балтийский флот и все армии, защищавшие Ленинград со стороны юго-восточного берега Ладожского озера, а также Карельский фронт. База подчинялась непосредственно начальнику тыла Красной Армии А. В. Хрулеву. Возглавил ее генерал-майор Павел Васильевич Карпухин. «Вологодская база стала глубоким тылом Ленинградского фронта. Она отвечала за доставку грузов к коммуникациям ленинградцев как по железной, так и автомобильной дороге. Все население и имущество, вывозимое из Ленинграда, поступало в Вологду». Местные партийные и советские органы оказали большую помощь в создании базы. В частности, для размещения складов, мастерских и обслуживающих подразделений были выделены необходимые помещения; многое сделано для увеличения складской площади за счет нового строительства; помогая мастерским Наркомата обороны, местные предприятия ремонтировали, вещевое, санитарное, обозно-хозяйственное, техническое, другое имущество и т. д.